Станем ли мы последним поколением

thrombo.ru.

СЕГОДНЯ НАМ ДОРОГ КАЖДЫЙ, КТО ПОМНИТ О СВОЕЙ НАЦИИ

То на научных конференциях, то в Академии наук Татарстана, то в периодической печати речь то и дело заходит о татарском национальном характере. Идут яростные споры — а есть ли он, национальный характер? Ведь любой народ богат представителями самых разных типов. Не есть ли, мол, это нечто эфемерное и воображаемое? То, на чем строятся политические и иные спекуляции? Эти сомнения имеют под собой определенное основание.

И все же я склоняюсь к тому, что при всем разнообразии типов у каждого народа есть преобладающие и наиболее характерные черты. И вызвано это не мифическими, а вполне конкретными реальными причинами. Какие это факторы?

  1. Географическое положение. Наш народ сформировался в степи, где веками вел кочевой и полукочевой образ жизни. А это формирует потребность в постоянных перемещениях, воспитывает мечтательность, стремление идти вдаль, в новые неосвоенные земли. Когда перешли к оседлому земледелию, к этому добавилось трудолюбие, любовь к земле-кормилице, уважение к хлебу насущному… И вообще жизнь в умеренном климате формирует спокойные, сдержанные характеры, резко отличные от темпераментных южан.
  2. История. Формирование и существование Булгарского государства, Золотой орды, Казанского ханства — все это способствовало развитию самобытной культуры, письменного литературного языка, своего менталитета, самосознания, национальной гордости. Затем было покорение войсками Ивана Грозного и без малого 450 лет в составе Русского государства на положении угнетенного и второсортного народа. Это не могло не развить терпеливость, покорность, послушание…
  3. Религия. У нее есть свои моральные нормы: трезвость, уважение к старшим, целомудрие женщин, преданность семейным ценностям.

Однако при этом нельзя говорить о национальном ВООБЩЕ. Ибо понятие НАЦИОНАЛЬНОЕ следует рассматривать в определенных аспектах. Каких? Языковом, территориальном, культурном, историческом, экономическом, конфессиональном… В некоторых случаях возможны и другие аспекты. Забвение какого-то из них либо выпячивание одного или некоторых дают искаженную картину.

Главное же в том, что будущее есть только у той нации, которая способна к самоподдерживающемуся развитию. Обмен между народами, взаимовлияние и взаимообогащение необходимы. Но так, чтобы не терять своего лица. Что же касается татарской нации, то это чувство самосохранения постепенно ослабевает в массах. И, как реакция на это, у некоторых представителей национальной интеллигенции национализм может принимать резкие и уродливые формы.

Вот уже несколько лет в России говорят о необходимости сильного и централизованного государства. Но на чем базируется эта сила? На взаимном согласии, консенсусе? Или на праве сильного подавлять более слабого? Если первое — будет нормальное федеративное государство. Если второе — малые нации просто сомнут в лепешку.

Сегодня почти все политики выступают за открытое общество. А что это означает? В основе открытого общества лежит не просто гласность и свобода слова, не только прозрачность властных структур. В основе открытого общества лежит толерантность, т. е. осознание относительности всех идеологий, верований, направлений, партий… Отсюда вывод — надо уважать все нации, все культуры и верования. Без этого Россия не выживет.

Люди одной нации связаны многим. Прежде всего — родным языком, «его напевом млечным». Общей историей, культурой. Скажем, татарский театр им. Г. Камала и филармония делают для скрепления нации куда больше целых научных коллективов и государственных учреждений. Есть еще государственная общность (своя республика). Есть общие экономические и духовные ценности. Можно все это подтачивать, размывать. А можно укреплять и преумножать…

Что же я включаю в понятие национальных особенностей? Это и нравственные отличия: трудолюбие, гостеприимство, уважение к старшим, целомудрие и т. д. И фольклорная культура: песни, сказки, баиты, сказания, которая существует на протяжении многих веков и даже тысячелетий. И своя философия, выраженная в трудах таких мыслителей, как Курсави, Марджани, Риза Фахретдинов, Тукай и др. И своя неповторимая музыка. И история татарского народа, которая только в последние годы становится по-настоящему достоянием широких масс читателей. Я имею в виду исторические романы Нурихана Фаттаха, Мусагита Хабибуллина, Рабита Батуллы, Флюса Латыфи и др. Сюда же входит и письменная татарская литература от Кул Гали до Туфана Миннуллина. И театр. И музейное дело. И ислам, как цемент, скрепляющий нацию и не дающий ей распасться. Безусловно, одной из таких неоспоримых ценностей является и язык.

И было бы хорошо, если бы сегодня, как и сто лет назад, сто процентов татар продолжали бы говорить, читать, писать и мыслить на своем родном языке. Но, к сожалению, обстоятельства сложились так, что многие представители татарской нации толком его не знают (или знают весьма приблизительно, на бытовом уровне)… К тому же чаще всего не по своей вине… Что же теперь, отлучать их от татарской нации? Даже тех, кто сохранил уважение к своему народу, его истории, духовным ценностям?

Я вовсе не собираюсь отрицать роль языка как одной из определяющих черт нации. Но именно одной и далеко не единственной. Все-таки главными, определяющими, на мой взгляд, являются национальные особенности. Тем более в условиях, когда нет ни единства территории, ни «стопроцентной» государственности.

 

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Приходится признать, что проблемы языка и национальной культуры волнуют прежде всего представителей творческой интеллигенции. Большинство так называемого простого народа поглощено чисто земными экономическими проблемами: задержками или низким уровнем зарплаты, трудоустройством, жилищным вопросом, низкими окладами и пенсиями и т. д. И оно, это молчаливое большинство, готово безоговорочно пойти за каждым, кто посулит решение этих проблем. И его можно понять.

Но оглянемся назад. Мы пережили историческое поражение 1552 года, когда нация, народ оказались на грани физического истребления. И все же нация выжила. Почему? Прежде всего благодаря опоре на собственные духовные ценности, в частности, ислам.

Будучи побежденной нацией, мы веками расплачивались за национальную катастрофу XVI века. Многое потеряли. Но жизненный фундамент нации все-таки сохранили…

К чему я клоню? К тому, что сегодня нам дорог каждый, кто причисляет себя к татарской нации, независимо от того, на каком языке он говорит и пишет. Каждый, в ком еще жив национальный дух!

Не странно ли? Самым близким к нам народом являются башкиры. Близким и по языку, и по происхождению (из кыпчаков), и по культуре (даже многие песни являются общими), и по вольному духу степных кочевий… А именно с башкирами чаще всего ссорятся иные представители кругов, причисляющих себя к интеллигенции и национальной элите. То не могут поделить какого-нибудь классика, то дискутируют о языке преподавания… Но когда между кровными братьями нет согласия, это явно на руку кому-то третьему…

Точно так же возникают трения и внутри разных групп собственно татарского населения. То сибирские татары объявляют себя особой нацией. То хотят как-то обособиться кряшены. (Точнее, кое-кто старается их обособить, чтобы самому заделаться лидером и классиком.) А между тем именно сейчас мы больше всего нуждаемся в единстве.

Я уже не раз писал о тех огромных потерях, которые понесла татарская нация за последние сто лет. К их числу можно присовокупить и уничтожение многих тысяч магометанских священнослужителей. Преследовали не только самих служителей культа, но и их потомков. В течение многих десятилетий понятие «мулла малае, мулла кызы» было своего рода несмываемым клеймом и проклятием. И только в годы Великой Отечественной ислам обрел урезанную, шаткую, но все-таки легальность.

Сейчас чуть ли не в каждом населенном пункте с татарским населением строятся новые и восстанавливаются старые мечети. Всего за последние два десятилетия в Татарстане в строй вступило около тысячи мечетей. Но большинство из них, как правило, пустует. Да и те, где прихожан немало, держатся в основном на государственных подпорках. У верующих не хватает средств даже на то, чтобы платить за свет и тепло…

Иные публицисты уповают на власть. Я же не ожидаю от чиновников многого. Мне кажется, главной опорой нации должна стать молодежь. В том числе и русскоязычная. Ибо именно ей принадлежит будущее.

Хозяйственный кризис и экономические трудности преодолимы. А вот духовные ценности не восстановишь. Стоит их утратить — и нация исчезнет. И если мы хотим сохранить нацию и национальный дух, то прежде всего мы должны обращаться именно к духовным ценностям.

Сейчас наступило время прагматических и предприимчивых людей. Личный успех — это хорошо. Но во имя чего добиваться богатства и личного благополучия, если при этом на глазах гибнет нация, исчезает народ? В этом плане показателен пример многих преуспевающих предпринимателей из татар. Свой личный успех в деле предпринимательства они вовсе не сопровождают щедрым и бескорыстным меценатством: не помогают издавать новые книги, не оказывают материальную помощь художникам, артистам, композиторам…

Если мы хотим остаться на планете, а не только в анналах истории и на полках архивов, нам необходимо встряхнуться, преодолеть дух вялости и прозябания, задуматься о путях в будущее. Да, задача сохранения национальной целостности и самобытности не является простой. Но без преодоления трудностей нет исторического движения, прогресса. Приходится признать, что в последние годы татарское национальное движение заметно ослабло. Оно ослаблено взаимными распрями, раздорами, отсутствием единства по ряду ключевых проблем. Нет уже таких общепризнанных вожаков, как Марат Мулюков. А такой авторитетный лидер, как Фаузия Байрамова, отошла от прежних взглядов и перешла на общеисламские позиции.

Мне думается, основная беда иных наших радетелей нации заключается в том, что они хотят слишком многого, причем сразу. На мой взгляд, главным сегодня является сохранение национального самосознания и чувства единства нации. Сохранить любыми способами. И один из главнейших среди них — сохранение и развитие национальной культуры.

Признаемся честно: в мировой культуре мы еще не сказали своего заветного слова и не заняли подобающего места. Но если брать в масштабах Поволжья, то здесь, на мой взгляд, наша нация занимает ведущие позиции.

Мы любим повторять, что у нас тысячелетняя история. И хотелось бы, чтобы татарская нация не исчезла через сто лет, как предсказывал Гаяз Исхаки, а жила еще тысячи лет. Но если мы махнем рукой, не будем думать о будущем, то можем стать последним поколением татар. Неужели кого-нибудь прельщает эта жалкая участь?

 

В ГОРОДЕ НЕ ХВАТАЕТ ЖЕНИХОВ, А В ДЕРЕВНЕ — НЕВЕСТ

Мы, публицисты, любим повторять, что татары — второй по численности народ в Российской Федерации. Но редко при этом добавляем, что наша доля в общей численности населения страны составляет всего 3,8%, причем и она с каждым годом неуклонно уменьшается1. (1 Здесь и далее все цифровые данные приводятся по книге Д. Исхакова, М. Мустафина и Н. Биктимерова «Татары к 2025 году: демографический прогноз» — Казань, 2007.)

По оценкам ученых, всего в мире татар насчитывается до восьми миллионов. В бывшем СССР численность татар (по переписи 1989 года) составляла около 7 миллионов. А на сегодня в Российской Федерации татар пять с половиной миллионов человек. Только в республиках Средней Азии их осталось более одного миллиона.

Демографы полагают, что реально численность татар в России и в мире несколько выше указанных цифр, так как многие по различным мотивам записывались русскими, башкирами, узбеками, казахами и т. д. Но наибольшее воздействие на численность татарского населения оказывают ассимиляционные процессы.

Как известно, татары живут дисперсно, то есть разбросаны по разным областям, республикам и административным регионам страны. При этом, по подсчетам авторов указанной книги, лишь 5-6 процентов татарских детей получают среднее образование на родном языке. О высшем же образовании и говорить не приходится — тут фигурируют ничтожные доли процента.

Прогнозы ученых на будущее неутешительны. По оптимальному прогнозу, численность татар в России к 2025 году сократится примерно на полмиллиона и составит чуть больше пяти миллионов человек. По самому оптимистичному (с учетом мер по повышению рождаемости и других материальных стимулов), численность татар… тоже уменьшится, но уже не на 500, а на 300 тысяч человек. А по минимальному, но тоже основанному на реальных цифрах, татар к 2025 году останется не более 4,6 миллиона человек.

На чем основаны эти, прямо скажем, невеселые прогнозы?

Прежде всего на резком падении рождаемости. В конце 20-х годов минувшего века в сельских районах Татарстана, где проживала основная масса татарского населения, на один брак приходилось в среднем 9 рождений. Правда, из-за высокой детской смертности выживало не более половины детей.

А сейчас семьи с тремя детьми считаются уже многодетными, в обычных же городских семьях число детей колеблется от одного до двух (на селе оно несколько выше).

Другая серьезная причина — рост числа смешанных браков. Если в начале прошлого века смешанные браки среди татар не превышали одного процента, то за минувший век они выросли в тридцать с лишним раз. Причем процесс этот происходит в прогрессирующем темпе, Еще в 1990 году доля детей, родившихся от родителей разных национальностей, составляла в целом по Татарстану 20,7%, а в 2002-м уже 33,5%. За пределами же республики этот процент значительно выше.

Авторы прогноза подсчитали и то, какую национальность выбирают дети от смешанных браков. В целом по Татарстану дети от смешанных русско-татарских браков в 78% случаев записывались русскими и лишь в 22% — татарами. Да и то лишь в тех случаях, когда отец — татарин, а мать -русская. А в целом по Российской Федерации в 85,9% случаев записываются русскими и лишь в 14,1% — татарами. Впрочем, эта тенденция характерна для всех малых народов России. Так, в удмурто-русских браках даже в самой Удмуртии 94,4% детей записывают русскими и лишь 5,6% — удмуртами.

Но татар записывают не только русскими. Так, между переписями 1989-го и 2002-го годов численность башкир в Республике Башкортостан выросла на 357 тысяч человек, в то время как за границами Башкортостана среди них наблюдалась даже убыль — на 28,7 тысячи человек. Численность же татар там же и за то же время сократилась с 1126,7 тысячи до 990,7 тысяч, т. е. на 136 тысяч человек. Эти показатели, как пишут авторы указанной книги, «вызывают очень большое сомнение в объективности этих данных».

Еще одна причина низкой рождаемости — нарастающая тенденция роста неформальных брачных союзов (так называемый гражданский брак) и рождений детей вне брака. Если еще 15-20 лет назад подобное явление было скорее исключением, чем правилом, то в 2002 году доля детей, родившихся вне брака, составила в Татарстане 25,2%, т. е. более четверти от всех рождений. В таких случаях матери, как правило, ограничиваются одним ребенком. Да и выбор национальности еще более запутан.

Существенно влияет на падение рождаемости и неустойчивость браков. Так, в целом по России на 100 браков приходится 57 разводов. Татары в этом отношении мало чем отличаются от русских. При этом 85,2% разводов приходится на долю городского населения и лишь 14,8% — на долю сельского.

Увеличивается и доля тех, кто никогда не состоял в браке. Статистика показывает, что пятая часть взрослого населения страны (20%) вообще не вступает в брак, даже так называемый «гражданский». Это явление характерно и для татар.

У нас в Татарстане сложилась такая ситуация: в сельской местности, где до сих пор преобладает татарское население, наблюдается растущий дефицит невест. Девушки, окончив школу, уезжают либо на учебу, либо на работу в большие города. У них больше шансов закрепиться там. Большинство же парней, отслужив в армии, возвращаются в родные села. Такой разрыв привел к появлению в татарских селах целого поколения неженатых парней, тогда как в городах остается все больше незамужних татарок. Это явление является специфическим и несколько неожиданным для нашего народа.

Всего один показательный пример. В селении Старое Ибраево Аксубаевского района насчитывается около двух тысяч жителей. (Всего 10-15 лет назад здесь жило более трех тысяч человек.) Из этих двух тысяч более 800 человек — пенсионеры. Молодежи мало и с каждым годом становится все меньше. Поразительнее всего то, что среди лиц мужского пола от двадцати до сорока лет около шестидесяти человек либо вообще ни разу не женились, либо давно разошлись и живут холостяками. Почти все одинокие мужчины пьют горькую, многие балуются наркотиками, что приводит к ранней смертности. А девушки всеми правдами и неправдами уезжают из села.

Все эти негативные тенденции приводят к тому, что число умерших превышает число родившихся в среднем в 1,6 раза, а в некоторых сельских населенных пунктах, где большинство составляют пожилые люди старше 65 лет, — в 2-3 раза.

 

ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ

Что меня сегодня беспокоит больше всего? То, что татарский язык из народной стихии все больше превращается всего лишь в предмет, который преподают в школе. Во всяком случае в городах. Пока преподают… А завтра могут и отменить — если изменится политическая ситуация. Или для того, чтобы разгрузить школьников.

Обрусение идет и сверху, и снизу. Странное явление: сегодня татарские интеллигенты даже исследования о родном языке зачастую пишут на русском. Те же, кто пишет исключительно на татарском, имеют лишь провинциальную известность и обреченно ждут конца.

Весьма символичен уход из жизни подлинных татарских интеллигентов старшего поколения — Баки Урманче, Хасана Туфана, Сибгата Хакима, Сары Садыковой, Марселя Салимжанова, Гумера Баширова и др. Все они были мозгом и совестью нации…

Татары должны осознать себя не просто отдельными личностями, не населением, а народом, нацией. Для этого нужно активнее развивать национальное самосознание и самоуважение. А иначе неизбежно растворение — инкираз.

Сейчас разрабатывается новая Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Среди верных положений и общепризнанных принципов там встречаются и довольно спорные. Например, одним из основополагающих принципов национальной политики России провозглашается сплочение соотечественников в единый российский многонациональный народ.

Чем этот принцип отличается от давно отвергнутого и даже высмеянного юмористами — «новая историческая общность — советский народ»? Никто не против сплочения наций и народов. Но стоит ли превращать всех в «единую нацию»?

Пока эта концепция еще не утверждена, надо прямо и открыто высказать свое мнение и гласно обсудить ее основные положения.

На наших глазах идет бурный процесс ассимиляции, т. е. растворения татар в русскоязычной среде. Еще два-три поколения и татарский язык практически исчезнет из повседневного обихода. Можно предположить, что процесс этот останется практически незамеченным. Конечно, отдельные национальные интеллигенты будут писать об этом, шуметь в прессе. Но никакой вселенской трагедии в массовом сознании не произойдет. Повздыхают, покачают головами и смирятся. В качестве доказательства можно привести то, что происходит в соседних республиках — у мордвы, удмуртов, марийце. Там этот процесс уже вступает в заключительную стадию. Книги на национальных языках почти не издаются, русский язык господствует не только на производстве, но и в семейном обиходе.

Станем ли и мы покорно ждать подобного финала? Или же наконец одумаемся?

Рафаэль МУСТАФИН.

Журнал «Татарстан» . ноябрь . 2007


При размещении информационных материалов из «Татарской рассылки» на каких-либо веб-ресурсах просьба указывать гиперссылку на — http://subscribe.ru/catalog/culture.world.tatarlar

12 комментариев

  1. Blog Nice Very Very Good

  2. My spouse and i were quite fortunate when Chris could conclude his preliminary research while using the precious recommendations he came across through your blog. It’s not at all simplistic to simply continually be giving freely methods that many some other people could have been making money from. And now we discover we’ve got you to be grateful to for this. The specific explanations you have made, the straightforward website navigation, the relationships you can aid to foster — it is mostly superb, and it is facilitating our son and the family feel that this matter is entertaining, which is incredibly fundamental. Thank you for all!

  3. I and my buddies were found to be examining the excellent secrets and techniques found on the website while instantly I got a terrible suspicion I had not expressed respect to the web blog owner for those secrets. My young boys were definitely for that reason excited to see all of them and have honestly been using those things. Thanks for really being so kind as well as for utilizing this kind of ideal guides millions of individuals are really desirous to discover. My very own honest regret for not expressing gratitude to you earlier.

  4. Thank you for your own labor on this blog. My mum loves engaging in investigations and it’s really obvious why. I know all regarding the compelling medium you offer very useful guides by means of this web blog and even inspire participation from other people on this subject matter and our child is always understanding a lot of things. Take pleasure in the rest of the new year. You are always performing a fantastic job.

  5. Thank you for all of the effort on this site. Debby loves managing internet research and it’s really simple to grasp why. We all hear all relating to the powerful way you offer very important tips and hints through the web blog and invigorate contribution from other ones on that situation plus our favorite child is truly discovering a lot of things. Enjoy the rest of the year. You’re carrying out a fabulous job.

  6. I am just commenting to make you know of the exceptional experience my cousin’s child went through going through your blog. She came to find plenty of pieces, most notably what it’s like to have an awesome giving heart to have other individuals clearly understand specific complex subject areas. You truly exceeded visitors’ expectations. I appreciate you for providing the interesting, trustworthy, informative and as well as cool thoughts on that topic to Gloria.

  7. I definitely wanted to construct a simple comment to be able to appreciate you for these remarkable techniques you are placing at this website. My time intensive internet look up has at the end of the day been paid with professional information to write about with my friends. I would repeat that we website visitors are really fortunate to live in a fine site with many outstanding individuals with very helpful tricks. I feel truly fortunate to have seen your entire web page and look forward to plenty of more exciting times reading here. Thanks a lot once again for a lot of things.

  8. I and my buddies appeared to be studying the good guides from your site then then I had a horrible suspicion I never expressed respect to the blog owner for them. Most of the guys appeared to be for that reason excited to see all of them and now have without a doubt been enjoying those things. Many thanks for actually being very helpful and also for picking out this sort of tremendous subject matter most people are really eager to be informed on. My personal sincere apologies for not expressing appreciation to sooner.

  9. I’m just writing to let you understand of the useful encounter my child had visiting your blog. She came to find numerous details, with the inclusion of what it’s like to possess an awesome giving mindset to get the mediocre ones clearly know just exactly various advanced topics. You truly exceeded my desires. Thanks for supplying those productive, dependable, explanatory and even cool thoughts on your topic to Sandra.

  10. I not to mention my pals have already been looking through the nice guides located on your web site and so at once got a horrible feeling I had not thanked the web site owner for those techniques. Most of the boys are actually certainly glad to see them and have now honestly been loving them. Appreciate your turning out to be quite considerate and for having these kinds of high-quality things most people are really wanting to be aware of. Our own honest regret for not expressing appreciation to earlier.

  11. I really wanted to compose a brief comment in order to express gratitude to you for those remarkable techniques you are sharing here. My incredibly long internet investigation has finally been compensated with reliable suggestions to talk about with my visitors. I would suppose that most of us visitors are very endowed to live in a very good community with very many lovely individuals with beneficial points. I feel extremely fortunate to have seen your webpage and look forward to some more thrilling moments reading here. Thanks a lot once again for a lot of things.

  12. I’m just commenting to let you be aware of what a nice encounter my wife’s daughter went through studying your web site. She figured out too many pieces, not to mention what it is like to have a very effective teaching character to let most people just know specific complex topics. You undoubtedly did more than readers’ expectations. Thanks for producing the great, safe, edifying and even easy guidance on your topic to Julie.

Добавить комментарий