linezolid.ru.

Подахматовка нашего времени: Рената Литвинова

Я не люблю телепередачи с участием Ренаты Литвиновой. Зачем она так неестественно кривляется? Или это защитная маска? Мне ещё не нравится, как Литвинова играет в кино. Я думаю, её призвание – литература и режиссура. Ей бы сидеть и книжки писать, а она очень часто отвлекается на какие-то пустяки и разбазаривает свой талант на мелочи. Но, может, я чересчур предвзято сужу?

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Имя она получила в честь своего татарского дяди Рината.

Литвинова долго не могла понять: почему отец никогда не жил с их семьёй. В детстве ей так не хватало общения с отцом. Она даже часто вешала в прихожей мужскую кепку, надеясь, что это ускорит приход близкого человека. Но бесполезно, отец к ним с матерью так и не вернулся.

Страсть к литературе у Литвиновой появилась ещё в детстве. В одном из интервью она призналась: «Книги я всегда читала взрослые. Дома оставалась одна до ночи – мама на работе. Вот я и брала то медицинскую энциклопедию, то Мопассана, то Цвейга. Помните, у него есть такая слёзная повесть «Письмо незнакомки»? Вот такие истории и пронзали мою детскую душу. Перечитывала много раз. Ещё обожала Гоголя: вот, панночки, черевички, полёты по небу, ходоки к царице…»

В другом интервью Литвинова честно сказала: «Я никогда не хотела быть актрисой». Со школьных лет ей нравилось сочинять всякие истории. Может, поэтому в 1986 году она подала документы на сценарный факультет во ВГИК.

Тогда отбором абитуриентов занимался Евгений Габрилович. Ему «странные» рассказы Литвиновой настолько понравились, что он сразу захотел зачислить её в свой семинар.

Свой первый сценарий Литвинова написала чуть ли не на первом курсе. Студентке невиданно повезло. По этой её во многом ещё ученической работе А.Шмидт и О.Морозов в 1990 году сняли фильм «Ленинград. Ноябрь». Правда, широкого проката эта лента так и не получила.

Когда подошло время защищаться, Литвинова представила сценарий с названием «Нелюбовь». Но профессура встала на дыбы. Кафедра получила только отрицательные отзывы. Как потом вспоминала Литвинова: «Вот мне тогда показалось, что они критикуют меня за то, что я это я. Если я этого лишусь, меня уже не будет как таковой. Меня критиковали за моё строение фраз, за мои сюжетные ходы. Получается, что их бесила сама моя суть. Я их раздражала, я их не устраивала. Вот ты такая нам не нравишься; не нравится, как ты разговариваешь, как ты двигаешься. Вплоть до того, как я произносила слова. Мне говорили: у вас акцент, вы вообще где родились, вы откуда? Хотя я родилась в Москве. Они продолжали: вот так строить предложение нельзя. Его невозможно прочитать. Но когда я его сама читала, я помню, моя преподавательница говорила: да-а, вот когда ты его читаешь, я понимаю, что по-другому нельзя сказать. А когда она его читала, у неё получалась абракадабра» («Русский репортёр», 2007, № 6).

Заведующий кафедрой настоял на том, чтобы Литвинова срочно написала и представила другой сценарий. Хорошо, что у неё в загашнике лежали наброски «Принципиального и жалостливого взгляда». Какая-то режиссёрша в своём отзыве предложила поставить за эту работу «удовлетворительно с минусом». Но девчонки на кафедре на свой страх и риск перепечатали последнюю страницу, где дали другую оценку: «хорошо».

А потом сценарий «Нелюбовь» вдруг попался на глаза Сергею Соловьёву. У него сразу загорелись глаза. Уж очень точно в этой работе выпускница ВГИКа уловила настроение тогдашней эпохи. Лирической героине Литвиновой до того было тошно, что она даже в смерти ничего страшного видеть не хотела. И главное – ведь никакого лучика надежды впереди не маячило. Совсем как в реальной жизни. Но Соловьёв вскоре отвлёкся на другие проекты, и весь фильм снимал уже Валерий Рубинчик. Это случилось, напомню, в 1991 году.

Затем появилась Алла Сурикова. Это она уговорила Литвинову сняться в фильме «Две стрелы». Однако сама Литвинова своей крёстной в кино считает всё-таки не Сурикову, а Киру Муратову, у которой она сыграла ведущие роли в картинах «Увлечения», «Три истории» и «Настройщик». Кстати, киновед Игорь Манцев верно заметил, что «гениально точная Муратова использовала Литвинову именно как одномерную натурщицу с единственной интонацией» («Новый мир», 2005, № 8).

Уже в 1996 году наконец нашёлся режиссёр, который смог понять и оценить дипломный сценарий Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд». Это был А.Сухочев.

В 2000 году Литвинова впервые рискнула попробовать себя в режиссуре и сняла неигровой фильм «Нет смерти для меня». Это дело ей страшно понравилось. Поэтому спустя два года она взвалила на себя новую ношу, став продюсером картины В.Сторожевой «Небо. Самолёт. Девушка». Но критика режиссёрский талант почувствовала в ней лишь после ленты «Богиня. Как я полюбила».

Впрочем, не вся критика. Манцев, к примеру, заявил, что «как художественно целое шумно предъявленная картина «Богиня» интереса не представляет: манерная дамская штучка, претенциозный глянец, полтора балла по десятибалльной шкале» («Новый мир», 2005, № 8).

Конечно, все заметили, что в сценарии фильма «Принципиальный и жалостливый взгляд» Литвинова сделала из своей героини жертву, а потом она написала киноповесть про богиню. Как произошла эта трансформация? Как жертва превратилась в богиню?

Ответ Литвиновой: «Там, в «Богине», было много таких персонажей… забытых. Каких-то городских сумасшедших на скамейках. Они меня восхищают, вот эти блаженные, которых всё меньше и меньше. Каждый имел какую-то просьбу, жалобу. И почти все персонажи мне говорили: нет такой силы, которая бы защитила нас, нет такой силы, которой мы могли бы пожаловаться. Которая бы нас отпустила, простила. Даже самоубийцы. Так называемые падшие. И тогда эта героиня говорила: я буду такой силой. Получалось, что она становится богиней всех падших, таких вот антисоциальных элементов, которые тоже хотят, чтобы о них заботились, щадили, чтобы кто-то их курировал, защищал. Чтобы у них был какой-то представитель в этих так называемых высоких комиссиях. Вот такой был посыл. А в результате фильм получился совсем о другом: смонтировался совсем по-другому. Героиня там уходила совсем не с тем, с кем она должна уходить, влюблялась не в того, в кого она должна была влюбиться. В общем, всё получалось совсем не так… Кино – это всё-таки какое-то язычество, шаманство, может быть. Потому что оно вдруг берёт и само по себе монтируется» («Русский репортёр», 2007, № 6).

Важная деталь: Литвинова очень долго свою кинопрозу не издавала. И никто не мог понять, почему. Кто-то думал, что просто Литвинова стесняется своего литературного дарования. А кто-то, напротив, утверждал: ну не умеет Литвинова писать, якобы сценарий для неё – всего лишь необтёсанные заготовки.

Но вот в 2006 году кинодеятельница выпустила первую книгу «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой». Затем через год у неё появился второй сборник «Обладать и принадлежать». И стало ясно, что тексты она сочиняет по одним законам, а фильмы снимает по другим. Тысячу раз права Лиза Биргер, которая в 2007 году написала в газете «Коммерсантъ»: «Официально Литвинова пишет литературные киносценарии, но фильмы по тем же текстам совершенно неузнаваемые: в «Обладать и принадлежать» только образ глухонемой Яи напоминает о «Стране глухих» Тодоровского, а в романе «Богиня» практически невозможно узнать будущий фильм. Литвинова игнорирует учебники по сценарному мастерству – пишет как пишется. Записанное кино неизбежно становится прозой – у него другие образы, другие персонажи, – и центром её становится насыщенная, показательно неправильная речь».

Ещё одна подробность: Литвинова давно увлечена фотоискусством.

Наконец дошла очередь до мужей. Первый супруг Литвиновой – кинопродюсер Антипов. Второй её муж – Леонид Добровский. Он – крупный бизнесмен, тесно связанный со строительной отраслью. От него Литвинова 26 июля 2001 года родила дочь Ульяну. Но потом Добровский и Литвинова развелись. К сожалению, не обошлось без скандала. В какой-то момент супруги затеяли судебную тяжбу. Жёлтая пресса ещё долго смаковала подробности судебных процессов, то, почему и как бывший муж Литвиновой пытался отобрать у неё дочь и что наша героиня предприняла в ответ. Особенно в освещении данного скандала постаралась газета «Жизнь» (смотри, к примеру, публикации за 29 июля 2006 года). Но в итоге обе стороны пришли к разумному компромиссу.Вячеслав ОГРЫЗКО

Источник: Огрызко В. Подахматовка нашего времени: Рената Литвинова//Литературная Россия, №11, 2008 г.

Добавить комментарий