«Зәңгәр шәл»

thrombo.ru.

Находясь вдалеке от своей нации и исторической родины, всем нам нелегко заполнять пробелы в своих культурных знаниях. Словно сокровища передаются друг другу песни и фильмы. Каждое мероприятие на родном языке, будь то спектакль, фильм, концерт, ждем мы с большим нетерпением. 22 января состоялся очередной вечер татарского кино, на котором был представлен спектакль «Зәнгәр шәл»(«Голубая шаль»).

Пьеса великого татарского драматурга Карима Тинчурина стала символом татарского театра. Каждый новый сезон Татарского Государственного академического театра им. Г.Камала открывается и завершается «Голубой шалью». Зрительский интерес к ней не ослабевает, пьеса давно обрела легендарный статус. Поражает непреходящая популярность пьесы, написанной еще в 1926 году.

Удобно расположившись в библиотеке №3 «Маяк» (Центре национальных культур) и представив, что находимся в театре, мы начали просмотр.

Перед зрителями сразу предстал образ татарской девушки Майсары — прекрасной, трепетной, любящей, правдолюбивой. Находясь в доме своего дяди — вора, злого и корыстного человека, Майсаре приходится терпеть издевательства и ругань. Радость приносят девушке лишь встречи с подругами, песни и танцы.

Однажды подруга Загира приносит радостную весть — вернулся любимый Майсары Булат. Булат истинный татарский джигит — бесстрашный, верный, любящий. Он дарит возлюбленной по возвращении голубую шаль, как символ любви и заботы. Но им не суждено быть вместе. Юную и прекрасную девушку злой дядя отдает в жены бесчестному ишану (имаму), имеющему и без того уже четыре жены. Имам изображен автором как бессовестный человек, манипулирующий простыми и доверчивыми людьми с целью наживы.

Кульминацией произведения становится эпизод, когда Булат, защищая девушку от нападок дяди, в ходе борьбы убивает его. Майсару поневоле отдают замуж за ишана. Гонимый властями Булат уходит в лес, где находятся другие беглецы, скрывающиеся от тюрьмы. Автор изображает людей с различной судьбой. Скрывается в лесах конокрад, любящий лишь коней, но не людей.

Также мы видим фальшивомонетчика, желающего напечатать много денег и покорить весь мир. Но скрываются в лесах и честные люди. Это мужчины, борющиеся с беззаконием начальников, поджигающие дома богачей, ущемляющих простых людей.
Устав скитаться по лесам, беглецы решают бороться с существующей властью, осознавая, что вины их перед людьми нет. Беглецы приходят в деревню, где находится Майсара, врываются в дом ишана, девушка вновь встречает любимого…

Несмотря на простоту сюжета, спектакль наполнил зрителя различными эмоциями.
Он показал прекрасные мужские и женские национальные образы. Глядя на народные танцы, слушая песни, думалось, что именно так веселились наши бабушки и дедушки.

Спектакль показал бунтарский, свободолюбивый дух народа, объединяющую всех татар любовь к родной земле.

Добавить комментарий