Кировской мечети 100 лет

thrombo.ru.

_MG_9590В этом году нашей мечети исполнилось 100 лет. За это время она прошла через многие испытания, повидала на своем веку разные времена. В честь столетия мечети ее посетил губернатор Кировской области Никита Юрьевич Белых. Мы решили побеседовать об этом и многом другом с председателем РДУМ Кировской области Муфтием Вятским ГабдунНур Салим улы Камалуддин.

Слава Аллаhу, в этом году столетие мечети, но мы не стали справлять юбилей, так как посчитали неправильным расходовать деньги на празднование, когда мечеть нуждается в восстановлении. 15 октября в честь столетия мечети состоялась встреча с губернатором, сначала в администрации, где мы заключили соглашение о сотрудничестве, а затем в мечети.

В чем заключается сотрудничество с областью? Сейчас идет активное строительство мечети, администрация как-то поддерживает это?

Заключение соглашения о сотрудничестве является больше юридическим оформлением уже существующих отношений с властью. Так или иначе, мы уже осуществляем некоторые проекты вместе с областью.

Правительство области не оказывает финансовой поддержки восстановления мечети. Ремонт мечети идет в основном за счет средств простых мусульман, что-то делаем благодаря субботникам, той помощи, которую оказывают мусульмане. В восстановлении мечети участвуют представители разных диаспор мусульманских народов.

ГабдунНур-хазрат, расскажите историю мечети, ее возникновение, судьбу.

Официально наша мечеть была открыта в 1909 году. Три года прошло от создания проекта до открытия мечети. Основные средства на постройку мечети были выделены в основном мусульманами, как пожертвования. Строительство мечети обошлось в сумму девять тысяч рублей. Три тысячи рублей внес Деветьяров, его правнук Яхъя-бабай до сих пор приходит в мечеть на пятничный намаз.

До революции при мечети была школа — мектеп. В этой школе давалось начальное религиозное образование. Детей учили основам религии, писать, читать, изучали Кур’ан.

На каком языке в то время обучали детей?

Конечно, на татарском. В те времена все татары в совершенстве владели своим родным языком. Более тысячи лет со времен наших предков-булгар у татар-мусульман применялся алфавит на основе арабского, читали и писали, используя арабские буквы. В 1927 г. вместо арабского алфавита насильственно утвердили латинский алфавит. Впоследствии, по решению политбюро ВКП(б) в 1939 г. его заменили кириллицей. Все это делалось властями, чтобы отделить татар от их наследия, то есть от Ислама.

После прихода к власти большевиков мечеть была национализирована. Однако мусульманам разрешалось совершать богослужения, арендуя помещение. Так продолжалось до начала 30-х годов, затем мечеть была полностью отобрана у мусульман под предлогом, что в мечети находятся подозрительные люди.

Сейчас, как мы видим, мечеть вновь принадлежит мусульманам. До какого времени они были лишены дома Аллаhа?

До 1996 г. мечеть у мусульман полностью отсутствовала. В 1996 г. я по поручению Гаяз-хазрата (ныне покойного), который в то время был главой мусульман Кировской области, приехал в г. Киров, имея на руках указ от Верховного Муфтия Талгата Таджуддин о назначении меня имам-хатыйбом г.Кирова.

Как же Вам удалось вернуть мечеть мусульманам?

Когда я приехал в Киров, у меня было ощущение, что в городе нет мусульман, по крайней мере, мусульман-татар. Я узнал, что в городе есть мусульманское кладбище, больше известное как татарское. А значит, есть и мусульмане, которые проводят там погребение. Так я и отыскал нескольких бабаев. Познакомился с Сангатулла-бабаем Деветьяровым, и с Зариф-бабаем Деветьяровым. Они исполняли здесь функции имамов, старались выполнять хотя бы тот минимум, которого каждый мусульманин должен придерживаться. В основном они занимались имянаречением и джаназа-намазом. Так как у мусульман не было специального места для собраний, они собирались в основном только на поминках и два раза в год в частном секторе в районе Филейки для справления праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Местных жителей не насторожило Ваше появление в г.Кирове?

Вначале люди относились ко мне с подозрением — это и понятно! Мало ли какой мошенник приехал, прикрывшись религией, чтобы собрать деньги и уехать. Как потом мне признался один человек: «Не поверил я, что такой молодой человек может быть имамом, (в то время мне было 25 лет) думал, приехал сюда, чтобы собрать деньги и сбежать отсюда!

Насколько мне известно, для возвращения мечети необходимо было создать общину, составлявшую хотя бы 10 человек.

Конечно, чтобы начинать работать с властью официально, нужно было создать и зарегистрировать в органах власти религиозную организацию. На ее создание не было средств, даже элементарно оплатить аренду помещения для проведения учредительного собрания. Но как сказал Пророк (с.г.в.): «Если ты выходишь на пути Аллаhа, то Аллаh дает тебе пропитание оттуда, откуда ты не ожидаешь.»

Я, по милости Аллаhа, познакомился с определенными людьми, которые стали помощниками в реализации моей цели. Мадина-апа, она родом из Малмыжа, нашла бесплатное помещение, чтобы провести собрание. Олег Иззатуллович Тахватуллин оплатил мои поездки в Уфу и другие затраты, необходимые для регистрации мусульманской общины.

Когда я собрал бабаев, помимо них была одна женщина (Мамзура-апа), то поднял вопрос о цели моего приезда сюда. Их поразило то, что я свободно общаюсь по-татарски. Когда я сказал, что нужно создать мусульманскую общину, чтобы вернуть мечеть, особой поддержки с их стороны вначале не встретил. Было ощущение, что они не верили в возможность возвращения мечети мусульманам, а тем более не верили, что татары вернутся к своей религии — Исламу. Как сказал мне один бабай: «Улым, здесь наши дети все обрусели, ничего у них не осталось мусульманского. Ты лучше езжай на родину, где татары не забыли язык, религию, а здесь промучаешься, и толку не будет.» На что я ответил: «Как говорится от нас харакат, а от Аллаhа – баракат. Поэтому не нужно отчаиваться, отчаяние — от шайтана. Мы – мусульмане, и у нас есть самое дорогое, что не у каждого народа есть, – Ислам. Пророку Мухаммаду (с.г.в.) было еще труднее, так как он пришел к народу, открыто живущему как язычники. Наш народ, слава Аллаhу, еще не до конца забыл свои корни. Наша задача — довести до них, что значит быть мусульманином.» После этих слов все единогласно голосовали за создание общины, но все же в их лицах была неуверенность. Напоследок я взял Кур’ан, открыл суру Табарак и начал читать. Только после этого я заметил: бабайлар немного оживились, и в их лицах появилась уверенность, надежда. После этого мы все подняли руки и я начал делать дуг’а громко на татарском языке, прося у Аллаhа, чтобы эти начинания имели хороший результат.

Таким образом, община существует с 1996 г. В том же году мы смогли занять первый этаж мечети. Он был отдан нам, но пока без официальных документов.

В том, что мы смогли войти в эту мечеть, немалая заслуга Халиды Хайдаровны Окуловой. Она работала в областной администрации и как раз курировала вопросы передачи муниципальной собственности.

Часть татар считают: чтобы сохранить свой народ, нужно изучать родной язык.

Совершают ошибку те, кто приравнивают одно лишь знание татарского языка к принадлежности к культуре татарского народа. Культура – это нечто большее. Язык – это составная часть нашей культуры, это средство выражения мыслей, мировоззрения. Но нужно всегда помнить, что базисом культуры татар является религия Ислам. Если татары еще не утратили эту основу окончательно, они всегда могут восстановить знание языка и свои культурные традиции, которые отличают один народ от другого. Если татары потеряют свои корни, они сольются с другим народом и перестанут существовать как народ. Сегодня мы это наблюдаем воочию: только те люди, в которых есть какие-то отголоски Ислама, осознают себя как татары.

К сожалению, из-за смешивания понятий «язык» и «ислам», многие татары не так активны в изучении своей религии, и, к сожалению, даже считают, что если не знаешь татарского языка – нельзя приходить в мечеть и нельзя стать полноценным мусульманином. В мечети можно разговаривать на любом языке, так как любой язык – от Аллаhа, но при этом центральным языком для всех мусульман остается литературный арабский язык – язык Кур`ана и Сунны.

Разъяснение, преподавание Ислама в г. Кирове мы ведем на том языке, который является доступным для данной аудитории. Вначале это был только татарский, затем я преподавал и делал проповеди на двух языках: татарском и русском. На данный момент, когда в нашей общине уже почти не осталось людей, которые свободно понимают татарский язык, я веду уроки и делаю проповеди только на русском. Так как моя цель – довести до людей религию Ислам.

Что же получается, сейчас татары не ходят в мечеть?

Да, сегодня татары не так активно посещают нашу мечеть, чтобы изучать свою религию, делать намаз. В основном в дом Аллаhа приходят, когда случается какое-нибудь несчастье. Мне вспоминаются слова в Кур’ане, где Господь напомнил: если народ начинает пренебрегать своей религией, то Господь заменит этот народ другим, более достойным. Поэтому мы не должны забывать: сила нашего народа — в Исламе.

Я всегда благодарю Аллаhа, что закончил татарскую национальную школу. Татарский язык открыл мне многие двери во время моих путешествий по Средней Азии, Кавказу и в Турции. Не зря в старину татары говорили: «Татарга талмач кирәкми!», что означает: «Татарин не нуждается в переводчике!» Мало кто знает, что в Российской Империи татарский язык был языком дипломатии, общения с другими мусульманскими странами.

Поэтому я рад тому, что наша татарская молодежь стремится возродить свою родную речь. Дай вам Аллаh успехов в этом. В тоже время я советую вам не забывать религию Ислам и не относиться к ней легкомысленно, а взять ее за основу образа жизни и мышления.
Дай Аллаh вам всем баракят в этом мире и Джаннат в том мире!

Спасибо за интересную и содержательную беседу! Желаем Вам успехов в восстановлении мечети и просвещении мусульман города Кирова!

Марамзина А.В.

1 Comment

  1. Олуг бэйрэмегез котлы булсын, кадерле кардэшлэр. Бу хэбэрегезне башкаларга да сойлэп, аларны да соендерэбез

Добавить комментарий